Мы уже договорились ранее, что попробуем понять человека для того, чтобы помочь ему вырваться из пропасти, затягивающей его болезни зависимости. Бороться не с человеком, а с потребностью в наркотике, - можно в том, и только в том случае, если найти первопричину, толкающую на встречу с неминуемой гибелью.
Как показывает статистика первая встреча с наркотическими веществами происходит иногда в 8-10 лет, но чаще всего в подростковом возрасте. С него и начнем наш анализ. Для понимания причин и механизмов развития наркомании очень важно учитывать психологические характеристики подросткового возраста, который по своей сути является кризисом взросления. Кризис взросления. - перестройка внутреннего переживания, состоящая в изменении того , что определяет отношение подростка к среде, то есть в изменении потребностей и побуждений, движущих поведением подростка. В этом критическом периоде на протяжении короткого времени (нескольких лет, одного года) сосредоточены резкие и основополагающие сдвиги в личности подростка. Он в короткий срок меняется в целом, в основных чертах личности.
Cуть кризиса в поисках идентификаций - усвоения образцов поведения значимых для подростка других людей. При этом происходит объединение прошлого опыта, реальных и потенциальных способностей, сиюминутных выборов в проблемных ситуациях.
В кризисный период качественно меняется содержание познавательных процессов. Для подростка гораздо более важным становится не установление того или иного факта, а определение его собственного отношения к этому факту. Объективность на время уступает субъективности. Переход к высшей форме интеллектуальной деятельности сопровождается временным снижением работоспособности. Если подросток во время кризиса окажется неспособным к идентификации, возникает путаница ролей и трудности в эмоциональных отношениях с людьми, в социальной и профессиональных сферах. Кризис периода взросления либо недооценивают, либо считают очень опасным. Он может стать причиной различных форм отклоняющегося поведения, личностных нарушений, провокации психозов или условием возникновения нервно-психических расстройств. Осложнение и бурное протекание процесса взросления наблюдается у 20% подростков. 7 Молодежь в своем стремлении освободиться от опеки старших использует разные средства. Отсутствие взаимопонимания в семье, чрезмерное давление родителей, недостаток уверенности в собственных силах - все это заставляет подростков объединяться в группы.. В них молодежь пытается получить то, что не может иметь дома - доверие, понимание, поддержку, добрые чувства. Кроме того, объединяясь, подростки развлекаются, стремятся выразить себя.
До 90% наркоманов начинают употреблять наркотические вещества в неформальных группах. Обычно это происходит вдали от взрослых в одних и тех же укромных местах: в подвалах, на лестницах и чердаках, в парках и садах. Нередко в компании первую дозу получают обманным путем в качестве "нового сорта сигареты" или другой необычной "приманки" (таблеток, напитков или даже инъекций). Обычно экспериментирование с токсическими и наркотическими веществами совершается в группе и поддерживается интересом к необычному всех "товарищей". В части случаев начало употребления определяется подражанием старшим.
Специалисты выделяют несколько моделей аддиктивного поведения или пристрастия к наркотикам.
Успокаивающая модель.
Это один из наиболее распространенных вариантов применения психоактивных веществ и наркотиков с целью достижения душевного спокойствия. Их употребление направлено на снятие нервного напряжения, на то, чтобы расслабиться, успокоиться, забыться, уйти от неприглядной или опасной действительности, от неразрешимых жизненных проблем. Подростки свою алкоголизацию или наркотизацию объясняют следующим образом: "Чтобы быть спокойнее".
Коммуникативная модель.
В одних случаях подростки применяют психоактивные вещества с целью подъема жизненных сил, бодрости, усиления активности. Будучи неуверенными в своих силах и возможностях, имея пониженную самооценку, подростки пытаются достичь прямо противоположного - уверенности, бесстрашия, раскованности.
Активирующая модель.
В одних случаях подростки применяют психоактивные вещества с целью подъема жизненных сил, бодрости, усиления активности. Будучи неуверенными в своих силах и возможностях, имея пониженную самооценку, подростки пытаются достичь прямо противоположного - уверенности, бесстрашия, раскованности.
Гедонистическая модель.
Употребление психоактивных веществ используется также и для получения удовольствий, вызывания у себя приятных ощущений, психического и физического комфорта. Вызванный, в таком случае, на откровенность подросток признается, что "делаю, потому что мне это нравится".
Конформная модель.
Стремление подростков подражать, не отставать от сверстников, быть принятыми группой может привести к потреблению психоактивных веществ именно с этой целью.
Манипулятивная модель.
Возможно использование психоактивных веществ для манипулирования другими, для их эксплуатации, для изменения ситуации в собственную пользу, для достижения тех или иных преимуществ.
Компенсаторная модель.
Эта модель поведения определяется необходимостью компенсировать какую-то неполноценность личности, дисгармонии характера, мотивационной сферы.