|
С чего начинается речь
С чего начинается речь -Маленький человечек рождается, казалось бы, совершенно беспомощным. Но на самом деле это не так. К концу первого месяца он уже многое может: слышать и воспринимать ваш голос, замирая на несколько секунд, как бы прислушиваясь. Пытается всматриваться в лицо близкого человека, ищет глазами источник звука. Это уже самые важные достижения, на основе которых у малыша возникает так называемое зрительно-слуховое сосредоточение.
Ребенок улыбкой отвечает на ласковые слова взрослого, а к 2,5 – 3 месяцам настолько оживляется при виде близкого человека, что начинает издавать гукающие звуки, гулит, активно двигает ручками и ножками, улыбается. Это уже ответная реакция на общение – малыш пытается «поддержать» разговор всеми возможными способами.
Во втором полугодии жизни значительно расширяется мир ребенка. Он пытается садиться, ползать, вставать на ножки, ходить. Одновременно с бурным физическим ростом развиваются его психические функции и конечно же речь.
Появляется лепет (малыш пытается произносить простые звукосочетания «ба», «гу», «мА», «ди» и т.д.), а к году – и первые слова, которые радуют близких. Потом он произносит первые предложения, вызывая бурный родительский восторг.
Но часто случается так, что при нормальном развитии дети сталкиваются с определенными трудностями в овладении речью. Нарушения могут затронуть как всю структуру речи – лексику, грамматику, фонетику, так и отдельные ее элементы. Наиболее часто встречающаяся проблема в дошкольном возрасте – нарушение произношения звуков, спутница практически любого нарушения речи.
| |
Легкие на трудные
Обычно дети либо пропускают некоторые звуки в словах, либо искажают их, либо заменяют другими звуками (более простыми по артикуляции или сходными по звучанию).
- Пропуск звука. Дети пропускают звуки вначале слова («ложка» - «…ожка»), в середине слова («палка» - «па…ка») и конце слова («пол» - «по…»).
- Искажение звука – это когда малыш вместо правильного звука произносит нехарактерный для русского языка его аналог (межзубные «с», «з», рокочущее «р», двугубное «Л» (напоминающее английское «W»).
- Замена звука. Трудный по артикуляции звук ребенок часто заменяет другим, более легким («кошка» - «тошка», «сок» - «фок») или сходным по звучанию («жаба» - «заба»). Часто дети путают и меняют глухие и звонкие согласные (башня – пашня), а также твердые и мягкие согласные (санки – сянки).
Чаще всего малыши неправильно произносят более трудные по артикуляции звуки – шипящие _ш, ж, ч, щ), свистящие (с, з, ц), соноры (р, л). Реже те звуки, которые не требуют дополнительных усилий (п, м, д, к и т.д.) и гласные. Именно поэтому первый лепет малыша состоит из набора таких «легких» звуков.
| |
Факторы риска
Факторы риска Что же вызывает нарушения речи? Возможно, неблагоприятные факторы в период внутриутробеого развития ребенка. Мама могла перенести инфекции, физические и психические травмы, резус-конфликт, или сказалось злоупотребление вредными веществами. И в момент родов существуют факторы риска – стимуляция родовой деятельности, затяжные или стремительные роды, наложение щипцов, асфиксия .
Часто нарушения бывают вызваны нарушением строения артикуляционного аппарата. Это:
- укороченная подъязычная связка («уздечка»);
- большой или, наоборот, слишком маленький язык;
- неправильный прикус.
Правильным считается прикус, когда верхние зубы примерно на треть прикрывают нижние.
Случается, ребенок рождается с Правильным считается прикус, когда верхние зубы примерно на треть прикрывают нижние.
серьёзным дефектом – расщелиной нёба или губы (в народе их называют «волчья пасть» и «заячья губа»). В этом случае у него наблюдается расстройство дыхания, нарушение питания, страдает тембр голоса. Голос приобретает сдавленный, носовой оттенок, нарушается слух и система речи в целом.
Причиной нарушений звукопроизношения могут быть также:
- снижение слуха, тугоухость, недоразвитие фонематического слуха (когда ребенок не различает сходные по звучанию звуки);
- неправильное воспитание ребенка в семье (так называемая педагогическая запущенность), «застревание» родителей на лепетной, облегченной речи при общении с ребенком, подражание дефектному произношению кого-либо из членов семьи, двуязычие;
- заболевания ребенка.
| |
Когда необходимо обращаться к специалисту
Теперь понятно, насколько важно чутко и внимательно следить за формированием детской речи своевременно ее обследовать, т.е. до 4-5 лет недостатки в произношении носят физиологический характер, а если они сохраняются и далее, то необходимо обратиться за помощью к специалистам.
Чаще всего дети попадают нп приём к логопеду в пятилетнем возрасте или перед школой, а то и в процессе обучения в начальной школе, что является чрезвычайно поздно. Чем раньше начать коррекцию, тем успешнее будет результат. У вашего малыша все этапы становления речи (гуление, лепет, появление первых слов и фразы) проходили с задержкой? Может ему трудно пережевывать твердую пищу, речь невнятна, он «комкает» слова и фразы, у него «каща во рту»? Эти симптомы должны вас насторожить. Не ждите, когда ситуация исправится сама собой. Как можно раньше обрптитесь за консультацией к логопеду. Если вовремя не устранить дефекты произношения, это приведет к сложности при обучении грамоте, школьной неуспеваемости, психологическим проблемам у ребенка.
Конечно же, многие логопедические проблемы легче предупредить, чем потом лечить. А начинать эту «профилактику» нужно, не дожидаясь первых произнесенных ребенком слов, а прямо с того момента, как ваше маленькое сокровище появилось на свет.
| |
Общение и грамотная речь
Чтобы речь малыша была хорошо развитой, правильно формировался речевой слух и произношение, родителям необходимо помнить о том, что их собственная речь должна стать ребенку примером для подражания.
Как можно больше общайтесь с малышом, развивайте у него тонкую моторику рук, а также артикуляционный аппарат и дыхание.
Используйте каждую минутку в уходе за малышом с самого рождения для общения. Сопровождайте свои действия ласковым, неторопливым разговором, говорите о том, что вы делаете или собираетесь делать, называйте предметы, которые окружают малыща. Вам кажется, он вас совсем не понимает? Но он учится реагировать на голос, прислушиваться, сосредотачиваться. Побольше улыбайтесь ему, пойте песенки. Ведь малыш реагирует на тембр вашего голоса, на его мелодику, высоту, и таким образом развивается его речевой слух. Наградой вам будут и улыбки крохи, и его смех, и первые ответные голосовые подражания. Это очень важный этап в развитии малыша. Он уже способен привлечь к себе внимание не только криком, но и готов «побеседовать» с вами
Вспомните ваши любимые стихи, песни из детства. Колыбельные, считалки, потешки можно использовать в играх с малышом и в самых разных ситуациях – при купании, массаже, во время еды, при укладывании спать.
С первых месяцев жизни необходимо уделять внимание развитию как общей моторики малыша, так и подвижности его пальчиков. Ведь учеными доказано, что центры, ответственные за движение руки и за движения органов артикуляционного аппарата (губ, челюстей, языка, мягкого неба), находятся в коре головного мозга в ближайшем соседстве. Совершенствуя мелкую моторику, мы готовим почву для развития артикуляции малыша.
Не стоит забывать любимые в народе с давних времен такие пальчиковые игры.ю как «Ладушки», «Идет коза рогатая», «Сорока-белобока», «Серый заинька сидит и ушами шевелит». Помимо тренировки пальцев, у малыша развивается умение слушать и понимать содержание потешек, улавливать их ритм, а благоприятный эмоциональный фон хорошо влияет на состояние ребенка. Совсем маленьким поглаживайте кисти рук, потряхивайте ими, загибайте и разгибайте пальчики.
| |
Упражнения для развития пальчиков
"Сидит белка..."
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Взрослый и ребенок при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.
"Дружба"
Дружат в нашей группе девочки и мальчики
(пальцы рук соединяются в "замок").
Мы с тобой подружим маленькие пальчики
(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук).
Раз, два, три, четыре, пять
(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев),
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать
(руки вниз, встряхнуть кистями).
"Дом и ворота"
На поляне дом стоит ("дом"),
Ну а к дому путь закрыт ("ворота").
Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу),
В этот домик приглашаем ("дом").
Наряду с подобными играми могут быть использованы разнообразные упражнения без речевого сопровождения:
"Пальцы здороваются"
• Соединить пальцы обеих рук "домиком". Кончики пальцев по очереди хлопают друг по другу, здороваются большой с большим, затем указательный с указательным и т.д.
Развитию ручной моторики способствуют также:
• Занятия с пластилином, глиной, соленым тестом, мелким строительным материалом, конструктором;
• Нанизывание бус, бисероплетение;
• Выкладывание из спичек рисунков, букв, складывание колодцев;
• Одновременно левой и правой рукой складывать в коробку пуговицы;
• Рисование по трафарету букв, геометрических фигур, штриховка;
• Рисование по точкам, пунктирным линиям;
| |
Развиваем фонематический слух
Как развить фонематический (речевой) слух малыша? Обращайте внимание ребенка на различные «неречевые» звуки (шум машин, дождя, пение птиц). Спрашивайте, что он слышит, откуда раздается звук, тихий он или громкий. Хороший результат дают упражнения на узнавание заданного звука в потоке звуков, слогов, слов, например: «Хлопни, когда услышишь звук «Ш». Также можно предложить придумать слова с каким-либо звуком, определить, где в слове спрятался звук ( в начале, в середине, в конце слова), повторить слова, схожие по звучанию (дом, том,кои), найти звуки, которые в этих словах различаются.
| |
Боремся с ошибками
Если ваш ребенок испытывает трудности в овладении письмом, ни в коем случае не ругайте его за множество ошибок, не упрекайте в лени и невнимательности. Это было бы равноценно, например, обвинению ребенка, страдающего церебральным параличом, в неуклюжести и неловкости. Если малыш уже претерпел школьные неудачи – двойки по русскому языку, жесткие требования учителя, насмешки одноклассников и у него сформировался устойчивый страх перед письмом, то преодоление этой проблемы потребует от вас особенно бережного внимания и кропотливого труда. Создайте дома щадящие условия – никакого постоянно работающего телевизора или громко играющего магнитофона. Навязчивый звуковой фон в приучает ребенка отключать слуховое восприятие, не реагировать на звуки, рассеивает слуховое внимание, которое так важно формировать у школьника с нарушениями письма. Просмотр телепередач ребенком следует ограничить, родителям необходимо убедиться в том, что в их содержании нет ничего невротизирующего, возбуждающего, не соответствующего возрасту. Будьте готовы к тому, что всей семье придется встать на борьбу с коварным расстройством письма. Ведь цена поражения в этой войне слишком велика – школьная дезадаптация, стойкий комплекс неудачника и, в итоге, извержение ребенка, порой имеющего высокие интеллектуальные показатели, из общего потока на обочину жизни.
Вот несколько простых советов, которые помогут избежать дальнейших проблем в обучении:
1. Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов.
2. Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок.
3. Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех, как можно меньше унижайте.
4. Выполняйте дома упражнение "корректурная проба". Это принесет пользу любому ученику. Что это такое?
Ежедневно в течение не более пяти минут (не дольше) ребенок в любом тексте, кроме газетного, зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, потом перейти к согласным. Варианты будут самые разные. Например, букву "а" зачеркнуть, а букву "о" обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении или различении которых у ребенка имеются проблемы. Например, ч-щ, с-ш, з-ж. Через 2-2,5 месяца таких упражнений при соблюдении условий ежедневности и продолжительности не свыше пяти минут улучшается качество письма.
Недаром говорится: дома и стены помогают. Стены вашего дома могут оказать вам незаменимую услугу, если разместить на них плакаты и таблички, которые помогут ученику запомнить правильное написание слов. Напишите слова яркими маркерами или гуашью, «ошибкоопасные» места подчеркните, выделите другим цветом. В эти списки необходимо включить те слова, в которых ребенок упорно делает ошибки, несмотря на многократное переписывание. Можно вместе с малышом вырезать «злосчастные» слова из цветной бумаги или вылепить из пластилина. Полезно также вывешивать, например, каждую неделю, новый нарядный плакатик с четверостишьем по сезону, пословицей, красивым или назидательным отрывком из книги в одно-два предложения. По истечении недели пусть ребенок напишет этот отрывок по памяти. Как показывает опыт, дети с нарушениями письма с трудом запоминают правописание слов, например, «словарных», и здесь вам могут помочь все перечисленные домашние приемы. Словарные слова группируйте по какому-либо общему признаку, например: кОрОвА, вОрОнА, дОрОгА – два О, одно А. Пусть ребенок сам выделит признак, по которому сгруппировали слова – это послужит развитию его логического мышления.
Обратите внимание на то, как вы обычно проводите в семье выходные дни. Не бывает ли так, что родители занимаются своими делами, а ребенок, будучи предоставлен сам себе, проводит целый день за игровой телеприставкой или компьютерной «стратегией»? Или, «чтобы не путался под ногами», его уже с утра пораньше выпроваживают во двор, где отрок пропадает до обеда, а после обеда и до поздней ночи, предоставленный сам себе Не поленитесь сводить ребенка в музей, в зоопарк, в театр, в гости. Для развития речи, в том числе и письменной, необходимы переживания, впечатления, мысли, которые ребенок захочет выразить словесно. И тогда пресловутый, только ленивым не обруганный компьютер из монстра-пожирателя времени превратится в средство самовыражения и развития. Ведь с его помощью так замечательно писать первое в жизни сочинение, например, о походе в лес за грибами – ошибки на экране исчезают бесследно, стоит только кнопку нажать! Да еще их сразу видно – хитрый текстовый редактор подчеркивает ошибки красным и зеленым. Если у вас пока нет компьютера, не переживайте – с этой функцией замечательно справится папа или мама. Пусть малыш пишет сочинение простым карандашом – это и полезно для становления почерка, и ошибки легко устранить одним движением ластика. К сочинению следует относиться трепетно, искренне хвалить юного автора и стимулировать к созданию новых шедевров, а неизбежные ошибки искать и исправлять следующим образом: на первом этапе – подчеркиваем букву, на втором – слово с ошибкой. Объясни сам, как правильно должно быть написано. Постепенно расширяем поле самостоятельного поиска – отмечаем палочкой уже целую строку с ляпсусом.
Обязательно откровенно говорите с ребенком о его проблеме, не избегайте этой темы. Настройте его на борьбу. Можно несколько романтизировать этот образ: пусть он представляет себя могучим богатырем, который готовится мощным ударом Меча Знаний отсечь головы дракону-Дисграфии. Или суперагентом, который путем выполнения хитрых упражнений похищает у коварной Дисграфии всю ее секретную информацию. Всячески поощряйте упорство и трудолюбие. Эти качества должны воспитываться непрерывно, не только на учебном материале, но и путем выполнения постоянных домашних обязанностей.
Не отказывайтесь от помощи специалиста. Коррекционная работа, направленная на исправление нарушений письма, весьма сложна по своему содержанию. За ее выполнение берется далеко не каждый специалист, имеющий диплом логопеда, а только обладающий соответствующим опытом работы специалист.
| |
Как научить ребенка читать
Родителям вполне под силу научить читать ребенка 5-6 лет, если они будут делать это правильно. Идея успешного обучения в следующем: сначала нужно научить выделять звуки в слове, а потом – заменять звук буквой.
Если ребенок хотя бы интуитивно не ощущает, что слова сложены из звуков, учить его грамоте трудно. 5-6 летние дети чувствительны к звуковой ткани речи, поэтому не составит особого труда научить их слышать звуки, складывать их в слова. Главное – делать это, играя.
Играть с ребенком можно где угодно : в транспорте,на остановке, в очереди у врача или в магазине. Начинать лучше с тех звуков, которые легко тянутся: а о у и л м н с з ш . Естественно, следует избегать тех звуков, которые ребенок не выговаривает.
Говоря о звукопроизношении, следует учитывать, что ребенку 5 лет необходимо уметь четко,в соответствии с нормой произносить все звуки. Наиболее сложными для детей являются соноры Р РЬ Л ЛЬ Й,
Свистящие CЗЦ и их мягкие пары и шипящие Ш Ж Ч Щ . Часто дети с нарушенным фонематическим слухом не дифференцируют в речи и не различают на слух звуки, сходные по звучанию или по способу произнесения, например, по глухости – звонкости (бабушка будет звучать как папушка), свистящие и шипящие, твердые и мягкие. Естественно, такие нарушения отражаются в письменной речи и обнаруживаются с началом обучения ребенка в школе.
Итак, чему же нужно научить ребенка, готовя его к обучению грамоте?
Во – первых, прочитывая слово, ребенок сначала должен расшифровать, какой же звук обозначает каждая буква. Ведь многие буквы обозначают не один, а целых 2 звука. Например, буква Б может об означать звуки Б или БЬ, буква Я обозначает 2 звука Й-А, если стоит в начале слова и после гласной, и 1 звук А, в позиции после согласной.
Во – вторых, ребенок должен владеть слиянием (синтезом) звуков.
В понятие звукового анализа входит :
• Умение выделять ударные гласные из начала слова
• Умение выделять ударные гласные из середины слова
• Умение выделять согласные из слова
• Умение определять первый, затем последний звук в слове
• Умение определять место звука в слове (начало, середина, конец)
• Умение дать характеристику звуку( гласный,ударный, безударный, согласный, твердый, мягкий)
После прохождения этих этапов обучения ребенок полностью готов к обучению чтению. Итак, как же организовать игры со звуками?
Спросите у ребенка: «С какого звука начинается слово а-а-аист?» слегка потяните первый звук. Дождавшись ответа, спросите: «а есть ли звук А в словах «арбуз, жук, лук»? В каких еще словах есть звук А? Чтобы сделать игру интереснее, установите порядок: за правильный ответ ребенок получает фант, за ошибку – отдает фант.
А вот игра чуть сложнее : вы называете слово, ребенок отвечает словом, начинающимся на тот же звук. Потом он называет слово , а вы отвечаете и ошибаетесь. Пусть он обнаружит ошибку, дайте ему за это фант.
Еще сложнее :вместе с ребенком составляйте цепочку слов, начинающихся с последнего звука предыдущего слова. Например, МЯЧ-ЧЕМОДАН-НОС-САНКИ-ИГЛА и т.д.
Дети очень любят играть в лото. В игре принимают участие несколько человек. У ведущего – фишки, а у остальных – карты с картинками. Ведущий спрашивает: " у кого есть слово, начинающееся на звук "п"? Побеждает тот, кто первым закроет все картинки на карточке. Так же можно играть, выделяя последний звук в слове.
Дети очень любят играть со Звукоедиком. Познакомьте ребенка с ним. Скажите : "у звуков есть страшный враг - Звукоедик. Он питается звуками. Вот и у нас на кухне Звукоедик отгрыз первые звуки в некоторых словах. Отгадай, в каких: стул, тарелка, шкаф. Каждый раз придумывайте новую историю. Звукоедик может попасть в огород, в магазин, на улицу, в цирк. Озаботьтесь тем, что в лесу пропадают звуки в названиях ягод, грибов, деревьев. Играйте так со Звукоедиком до тех пор, пока ребенок не научится легко выделять первый и последний звуки в словах. И только после этого учите его слышать и находить звуки в середине слова.
Также учите ребенка определять последовательность звуков в словах сначала из трех, затем из 4-5 звуков. Поможет вам игра "дом звуков". Нарисуйте дом с тремя окошками. Скажите: " В этом доме живет слово "кот". У него три комнатки, в каждой по окошку. Все звуки слова спят отдельно. Давай уложим спать слово "кот".Какой звук будет спать в первой спаленке? Дайте ребенку фишку синего цвета (твердый согласный звук): "Это первый звук. Позови его спать". Ребенок зовет: К-К-К- и кладет фишку в первое окошко. Дайте красную фишку (гласный звук), пусть малыш зовет спать звук О. Если он теряет его и второй фишкой ловит звук Т, удивитесь: " Разве здесь живет КТ? Я думала, что здесь живет КО-О-О-Т". Усложняйте игру, предлагая слова из 4-5 звуков.
Овладеть звуковым синтезом поможет игра "Эстафета звуков".
Расположите 3 игрушечные машины (вместо них можете взять 3 чашки и т.д.) на небольшом расстоянии друг от друга и скажите, что в каждой машине лежит звук, а все вместе они везут какое-то слово. Возьмите 1-ую машинку и, медленно двигаясь по направлению к другой машине, произносите С-С-С. Доехав до второй машины, везите ее и тяните второй звук Ы-Ы-Ы. Третью машину озвучьте: Р-Р-Р. Спросите, какое слово везут машины. Ребенок угадывает: СЫР.
Одновременно со звуковыми играми начинайте знакомить ребенка с буквами. Показывая начертание буквы, произносите не ее название (эр, ша, бэ), а тот звук, который она обозначает: РРР, ШШШ, Б.
Для запоминания правильного начертания букв можно:
• выкладывать их из палочек, спичек, веревочек;
• лепить из пластилина;
• вырезать;
• раскрашивать;
• искать и вычеркивать в тексте;
• рисовать пальцем в воздухе;
• рисовать на снегу или песке.
Чтобы ребенок легко узнавал в букве заместитель звука, включайте выученные буквы в игры "Дом звуков", "Эстафета звуков".
Если ребенок знает буквы и умеет выделять звуки в словах, это еще не значит, что он может читать. Ему необходимо научиться сливать согласный с гласным. Здесь поможет игра "Дом букв". Сам дом можно вырезать из картона и вставить в его окна полоски с буквами так, чтобы их можно было свободно двигать. В первом окне зафиксируйте любую согласную, а во втором окне протягивайте полоску с гласными. Помогайте ребенку читать слоги ла-ло-лу-лы.
Итак, вы научили ребенка читать слоги – можно начинать читать односложные слова: "мак, лак, сын". После каждого прочитанного слова обязательно выясняйте, понимает ли ребенок его смысл. Предложите найти картинку с изображением этого предмета, составить предложение с данным словом.
Учить детей, играя, нужно попросту, без затей, но весело и интересно. В гости к ним могут приходить Буратино, Незнайка, Звукоедик, которые каждое занятие для детей превратят в увлекательную сказку и не дадут угаснуть любознательности.
| |
|
|